Журналистские расследования Регистрация Вход
Меню сайта

СТАТЬИ

«ЗеЭкономика»: говорить правильные слова и знать, ...

«ЗеЭкономика»: говорить правильные слова и знать, как их воплотить в жизнь, - не одно и то жеАвтор статьи – глава комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики – Нина Южанина высказывает свое видение экономической части заявлений команды кандидата в президенты Украины Владимира Зеленского.



Политологи назвали причины почему дебатов между ка...

Политологи назвали причины почему дебатов между кандидатами может не бытьДебаты на стадионе между кандидатами в президенты Украины Петром Порошенко и Владимиром Зеленским маловероятны...



На службе народа. Как выводятся миллиарды из госко...

Министерство инфраструктуры провело ревизию вверенного ему хозяйства и выявило полтора десятка схем, как выводят средства из госкомпаний. Замминистра МИ Владимир Шульмейстер описал каждый способ и предложил рецепт их ликвидации.Министерство инфраструктуры провело ревизию вверенного ему хозяйства и выявило полтора десятка схем, как выводят средства из госкомпаний. Замминистра МИ Владимир Шульмейстер описал каждый способ и предложил рецепт их ликвидации.




Поиск

Коррупция [120]
Корпоративный конфликт [16]
Права потребителей [49]
Интервью [63]
Политические секреты [110]
Общество [157]
Закон [30]
Главная » Статьи » Коррупция

Крупная афера со «льготной растаможкой»

Крупная афера со «льготной растаможкой»Уже скоро завершается льготный период растаможки «евроблях». Какие уловки придумали чиновники, чтобы содрать с водителей больше денег? Кто не хочет, чтобы украинцы знали о теневых заработках? И почему «евробляху» легче сжечь, чем растаможить?

Роман Куховаренко - простой водитель. Он с любовью осматривает свою заветную машину, о которой мечтал давно, но цены кусались. «Простая «Шкода», 1999 года, местами бита. Вот если сейчас поменять номера на этой машине, то она будет стоить пять тысяч», - рассказывает мужчина.

Такая цена, конечно, была неподъемной. Следовательно, купил себе «евробляху». «900 евро она мне стоила», - вспоминает Роман Куховаренко. Ездил себе и горя не знал. И тут вдруг с «евробляхами» начали бороться. Мол, нечего ездить на доступных автомобилях, платите огромные деньги за растаможку. Однако Роман услышал обещание президента - можно будет легализовать со скидкой.

«Заплати от 500 до 1000 евро, но в бюджет, и получи скидку, если ты вовремя это сделаешь», - обещал глава государства. Чтобы реализовать обещание, приняли целый закон. До 22 февраля предоставляется скидка 50 процентов на акциз. Пять сотен или даже тысячу долларов, Роман заплатить может. «Ну, поедем, посмотрим, как оно будет», - решает он и направляется на таможню.

СКИДКА НА РАСТАМОЖКУ - НА СЛОВАХ

Приезжаем на житомирскую таможню. Сразу - шок. Здесь просто невероятные очереди, растягиваются почти на километр. Ведь до окончания льготного срока осталось меньше, чем неделю.

«Да я тут уже сутки стою», - говорит нам один из водителей в очереди. Нервы у людей просто сдают.

«Ты не проедешь», - кричит таможенник водителю.

«Давай, открывай шлагбаум», - резко отвечает ему водитель.

Пока стоим в очереди, сразу же сталкиваемся с первой схеме нелегального заработка на обычных автовладельцев.

«Это очередь для законопослушных. А есть еще одна, за деньги », - рассказывает нам тонкости местный предприниматель Сергей Зайцев. Ему приходилось растаможить не одну машину, поэтому систему знает хорошо: «В понедельник является так называемый день для грузовиков. Но если «дать на лапу», то можно продвинуться вне очереди».

Следовательно, чтобы все же успеть растаможить авто, придется заплатить, чтобы пройти мимо очереди. Мало того, этот терминал еще и частный. Поэтому за въезд придется доплатить еще 180 гривен. На каждом шагу - плати.

РАСТАМОЖКА МАШИНЫ РОМАНА СТОИТ БОЛЬШЕ САМОГО АВТОМОБИЛЯ

Но сначала узнаем, во сколько влетит растаможкп. Едем вместе с Романом к брокеру - это такой специальный посредник между автомобилистом и таможенником. Женщина «копается» в специальной программе ...

«33500 со штрафом», - ошарашивает нас женщина. Тридцать три тысячи пятьсот гривен, примерно 1290 долларов! Больше, чем вся стоимость автомобиля Романа!

«Но это не гарантия, что с этой купчей пропустят. Может быть и в 50 000 », - отмечает владелец «евробляхи». До 50000? Но в законе прописано - четкая формула расчета налогов, большая скидка...

«А вы так удивлены ?!», - говорит женщина-брокер. Ну, вообще - да, удивлены. Президент же обещал растаможка будет доступной.

«Обещать - не значит жениться, - смеется женщина. - Вы бы пришли еще два месяца назад, знаете, сколько бы вам ее посчитали? Тысяч шестьдесят. Сейчас более лояльно, хотя первые так и растаможивали».

Оказывается, здесь действует интересная схема. Сначала водитель предоставляет свой договор купли-продажи. Там указана цена автомобиля. Например, 900 долларов. Но таможенники говорят: «А мы не верим!». И определяют цену сами. «Пальцем в небо! Там есть мониторинговая группа, которая определяет цену автомобиля. То есть, если вы купили ее за $500 - это никого не интересует. Мы забросили (соглашение о купле-продаже -прим.авт.), мониторинговая группа обрабатывает ваши документы, и они определяют сумму. Либо соглашаетесь, либо нет», - рассказывает нам схему женщина.

БРОКЕРЫ ПРИЗНАЮТСЯ: ПОЧТИ ВСЕГДА ЦЕНУ СИЛЬНО ЗАВЫШАЮТ

«Когда привозят машину и показывают оригинальные документы на 15 000, им ставят 25 000», - добавляет она. Делают это не случайно, поскольку именно от цены автомобиля и определяют, сколько налогов надо заплатить. Может, это только нашему Роману так «повезло»? И где там! В очереди полно возмущенных водителей.

«Я вам так скажу, эта машина, на нее Европе цена тысяча долларов ... за растаможку, брокер, акциз, даже с 50% акциза, налоги - все вместе будет три тысячи долларов. Тройная стоимость машины, но она старая, поэтому так», - рассказывает нам один из водителей.

А брокеры тем временем «потирают руки» от хороших доходов. «Мы подаем «каталожные» оценки, «швак» и, ну, у нас классно, у нас по «швак» все чётко», - упорно рассказывает нам брокер.

СПЕЦСИСТЕМА ПО ЗАВЫШЕНИЮ ЦЕНЫ

Что же это за «швак», с которым все «чётко»? «Анонимная система «супер швак» - немецкий электронный каталог, где за многими факторами определяется цена», - рассказывает другой брокер.

«Вообще цену должны определять на основании договора. Но дали указание «сверху» - использовать «супер швак», - объясняет он причины использования электронного каталога, скрывая лицо.

Система «супер швак» - это новация на таможне. Формально ее используют, чтобы проверить, не занизил водитель цену своей машины. Вроде и ничего такого. Если бы не одно «но». «Специфика «швака» - он работает на европейский рынок. Там свои ценовые нормы и не учитывается плохое состояние автомобиля. Поэтому цены, как правило, значительно выше», - рассказывает брокер.

Следовательно, на выходе цена завышается очень серьезно. И главное - никто, кроме таможенников, не видит и не контролирует установление цены! «Таможенная стоимость - это святая святых. Я просто даю документы, а там они уже мутят», - рассказывает брокер-аноним.

Получается, обещанная скидка на растаможку вполне компенсируется завышенной стоимостью автомобилей. «Фактически, все это превратилось в обман», - резюмирует собеседник.

Ставим вопрос руководительницы житомирской таможни - как все же высчитывается стоимость налога? «Есть четкая формула. Платится пошлина, НДС, и акциз с 50% скидкой», - рассказывает женщина.

Это ясно. Но как, все же, определяется цена машины? Ведь это главное.

Чиновница искусно уклоняется от ответа, но мы ее таки «дожимает». «Ну, у нас есть целая система. Мы оцениваем машины за кучей параметров. И тогда уже принимаем решение», - наконец говорит руководительница таможни.

Хотя автор закона о растаможивании Нина Южанина божилась: стоимость автомобилей завышать не будут! Обманули?

«После принятия изменений, если лицо, осуществляющее таможенное оформление авто, предоставит официальные документы, подтверждающие заявленную стоимость транспортного средства, в частности, банковские платежные документы или договор купли-продажи, или копии таможенных деклараций страны отправления, таможенная стоимость корректироваться не будет», - отмечала Южанина.

Но и это еще не все! Кроме заоблачных налогов, заплатить придется и брокеру. «На брокерские услуги выросла до 300 долларов», - рассказывает один из них. Представляете - надо отдать среднюю зарплату украинца просто за услуги посредника. Причем, по словам брокера-анонима, большая часть денег пойдет на ... взятку!

«Нам приходится отдавать по 150 долларов с машины таможеннику. Если не согласен платить - ты просто не будешь работать», - объясняет он. Итак, по официальным данным, один только житомирская таможня с начала действия закона растаможила 3300 автомобилей. Если верить собеседнику, только одних взяток житомирская таможня получила почти полмиллиона долларов! А всего в Украину ввезли более миллиона автомобилей.

Роман подсчитал, сколько ему вообще придется отдать за свою старенькую «Шкоду» - налоги, штраф, плату брокеру, постановку на учет. «Получается, как минимум, 52 000 гривен», - озвучивает сумму водитель. И она просто невероятная. Поэтому человек принимает радикальное решение: «Я не буду ее растамаживать, просто разберу на запчасти».

По последним данным, в Украине успели растаможить только 161 000 «евроблях». Вместе они уплатили в бюджет более 10 миллиардов гривен. Но всего в страну ввезли более миллиона автомобилей! Что делать все остальные автовладельцы, которые не в состоянии заплатить заоблачные налоги и взятки? Вопрос до сих пор открыт.

ЧАСТНЫЕ ТАМОЖНИ И ОПЛАТА НЕПОНЯТНЫХ УСЛУГ

Однако мало того, что официальные таможенники на льготном растаможивании хорошо зарабатывают, есть чем поживиться и бизнес-партнерам президента Порошенко. На столичном таможенном посту сотни автомобилей, строгая охрана и контрольно-пропускной пункт. Здесь масса автовладельцев надеется-таки успеть растаможить свои «евробляхи». Но смотрите: на входе почему написано не «таможня», а ООО «Интеллектуальные автомобильные технологии». И табличка: «Корпорация «УкрАвто». «Это все частная территория», - подъезжая к проходной, рассказывает нам киевлянин Александр, честно заплатил все налоги (к слову, стоимость его автомобиля тоже завысили - более 4000 евро за старенькую «Рено»). То есть, частная? Это же  государственная таможня? .. Не поверите, но это так - таможенники только арендуют здесь несколько этажей.

«Иначе к государственному учреждению не подобраться. Она со всех сторон ограждена частной территорией», - объясняет нам Александр.

Чтобы добраться до таможни и заплатить государству налог надо ... еще раз заплатить. Просто за въезд! Александра такая перспектива не радует. Пробуем выехать с территории.

«Добрый день! Пропуск», - спрашивает охранник чтобы убедиться, что вы заплатили. «Я на Васадзе работаю», - говорит мужчина, пытаясь проехать на территорию.

«На Васадзе? А, вы работаете на Васадзе. Машинку обратно! Оплатите пропуск! », - как пропуская мимо ушей, говорит охранник. На Васадзе? Странно, почему этот человек вспомнил о Васадзе? Да потому, что компания входит в орбиту корпорации «УкрАвто» - производителя автомобилей «Ланос» и одного из бенефициаров завышенных налогов на автомобили. Кстати, Тариэл Васадзе - давний бизнес-партнер Петра Порошенко.

В 2006-м они даже начали строить совместный автозавод в России. Помните, не так давно Порошенко хотел купить два скандальные бронированные «Мерседесы» по 42 миллионов гривен каждый? Угадайте, чья компания тогда была обогатиться за счет госбюджета? Правильно - Тариэла Васадзе.

«А, так я уехать не могу? Я не могу как гражданин Украины свободно проезжать по территории?», - не теряет надежды попасть в таможню Александр. Но охранник неумолим. «Я такой же пастух. Мне, что сказали, то я и делаю », - резко отвечает охранник.

Ну, что же, посмотрим как работает эта система выбивания денег из людей. «Это пропуск, на котором таможня поставила штамп и я по нему должен частной конторе заплатить какие-то деньги», - рассказывает водитель «евробляхи».

На подъезде к таможне видим, что здесь огромная очередь людей, которым также придется расстаться со своими кровными! Между тем Александр читает документы, которые ему предложили подписать на въезде. «Это мне дали такое заявление», - показывает он лист бумаги. От написанного на этой бумажке любой юрист просто рассмеялся бы.

«Отказываюсь от заключения договора на оказание услуг в зоне таможенного контроля. В свою очередь, гарантирую оплатить оказанные мне услуги в зоне таможенного контроля в соответствии с тарифами», - читает человек вслух то, что написано на листе. Но это еще мелочи. Приходим к кассе. Здесь целый прейскурант. Просто за заезд - 1070 гривен. А за день стоянки - еще 170! За что же такие деньги? Неудивительно, что внимание прессы бизнесменам не нравится. «А вы кто? .. Я не позволяю себя снимать», - говорит охранник и разбивает телефон.

Нам не дают снимать! Но правды все равно добьемся. «Можете мне объяснить, за что я плачу деньги и кому?», - спрашивает охранника Александр. «Когда вы заезжали, вы заполняли документ и приняли условия этого соглашения», - уже строго объясняет охранник.

«Ну да, но услуги мне никакие не предоставили», - настаивает на своем Александр. «А чего вы в течение дня не разобрались?», - удивляется охранник. «А, скажите, вы меня не выпустите, если я не заплачу?», - пытается добиться ответа Александр. «Нет, конечно», - спокойно отвечает охранник.

В помещении, где находимся, видим интересные ящики. Здесь акты «проплат» за «услуги». Каждую бумажку - это 1070 гривен! Что же такого получает потребитель за эти деньги? Идем за разъяснениями в дирекцию. После долгих уговоров, представитель компании соглашается хоть что-то объяснить.

«Это территория частная. Есть оборудованные площадки, там санузлы, охрана, видеонаблюдение», - объясняет он. То есть тысяча семьдесят гривен просто за парковку, санузел и зал ожидания?!

«Люди знакомятся с тарифами и могут сделать выбор», - спокойно добавляет представитель дирекции частной таможни. С одной стороны, бизнес есть бизнес. С другой - а не слишком сильно заламывают цены? Ведь на той же Житомирской таможни заезд стоит всего 180 гривен. И ничего, работают как-то. Вообще, для такого бизнеса достаточно просто сделать парковку, поставить охрану, шлагбаум и выделить таможенникам несколько этажей в своей здания – и все, можно брать деньги с сотен автомобилей в день! Почему бы таким бизнесом не заняться государственной таможне? Но нет - едва ли не все сверхприбыльные терминалы в Украине, оказывается, частные. Почему так? Был направилен запрос в Государственную фискальную службу с просьбой объяснить ситуацию. Ждем ответа и расскажем, кто зарабатывает на украинцах больше и как можно не платить лишнего.

Анастасия ЗАРЕМБА, Андрей ЗАСАДНЮК, УНИАН

Категория: Коррупция | Добавил: admin (19.02.2019)
Просмотров: 487 | Теги: евробляха, Южанина, коррупция, растаможка, таможня | Рейтинг: 4.3/7
Всего комментариев: 0
avatar

Обсудить на Юридическом форуме

ИНТЕРВЬЮ

Юлия Мостовая: Самая высокая должность моего осведомителя – президент Украины. Часть 5

Юлия Мостовая: Самая высокая должность моего осведомителя – президент Украины. Часть 5К обладающей недюжинным аналитическим умом Юлии Мостовой (всюду, кстати, уверяющей, что по жизни ее ведет не логика, а интуиция) политикам впору обращаться не просто за советами, а за прогнозами и даже предсказаниями.

ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО: ЧАСТЬ1, ЧАСТЬ2, ЧАСТЬ3 и ЧАСТЬ4.



Юлия Мостовая: Самая высокая должность моего осведомителя – президент Украины. Часть 4

Юлия Мостовая: Самая высокая должность моего осведомителя – президент УкраиныКогда 25 лет назад Юлия Мостовая основала вместе с отцом, Владимиром Мостовым,  “Зеркало недели“ и начала рубить правду-матку о сильных мира сего, да так рьяно, что некоторые из них готовы были миллионов лишиться, лишь бы только заполучить Мостовую в свою команду.

ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО: ЧАСТЬ1, ЧАСТЬ2 и ЧАСТЬ3.