Журналистские расследования Регистрация Вход
Меню сайта

СТАТЬИ

Тест на недоброчесність. Слідча суддя Лук’янова – ...

Тест на недоброчесність. Слідча суддя Лук’янова – як посадити потерпілого, відмазавши місцевого авторитета Про судову реформу вже говорено-переговорено. Юристи, правники, політики, судді, громадські діячі розробляють власні механізми переформатування судової гілки влади. Співставлення статків доходам, зв’язки з РФ, псевдо-республіками, проросійські погляди – все це може стати критерієм недоброчесності судді...



Інвестиції проти маніпуляцій, або Подвійні стандар...

Інвестиції проти маніпуляцій, або Подвійні стандарти «дипломатичного» правосуддяРозповіді про довіру до українських судів часто нагадують цитати із відомої казки «Аліса у Задзеркаллі»...



Помощь переселенцам. Для жителей временно оккупиро...

Помощь переселенцам. Для жителей временно оккупированных территорийДля жителей временно оккупированных территорий существует определенная процедура возвращения на территорию Украины и подтверждения своего гражданского статуса...




Поиск

Коррупция [148]
Корпоративный конфликт [21]
Права потребителей [60]
Интервью [67]
Политические секреты [135]
Общество [202]
Закон [45]
Деньги [26]
Главная » Статьи » Корпоративный конфликт

Дело №2782, или Новый Закон позволит Государственной исполнительной службе получить максимум влияния и минимум ответственности

В ближайшее время в сессионный зал Верховной Рады на повторное обсуждение будет вынесен законопроект №2782 «О внесении изменений в некоторые акты Украины относительно совершенствования процедуры принудительного исполнения решений». Таким бразом, парламентарии планируют внести изменения в действующие правила, которые были приняты 17 июля 2008 года. С помпой презентованный чиновниками проект регуляторного акта, на самом деле усиливает полномочия государственных исполнителей, предоставив им дополнительную возможность для получения взяток.


Исполнителей отпустят на волю


Новый законопроект разработал Кабинет Министров Украины Юлии Тимошенко. Документ был утвержден Верховной Радой в первом чтении 19 марта прошлого года. Как уже сообщал «Антирейдер», «под куполом» сейчас ведутся активные обсуждения данного регуляторного акта, и в ближайшее время его планируется вынести на повторное голосование.


Если народные избранники проголосуют «за», в работе Государственной исполнительной службы появится ряд нововведений. К примеру, без промедления должны будут выполняться решения о выплате алиментов, заработной платы, а также всей суммы долга по данным видам платежей. После получения «на руки» решения суда, стороны должны в письменной форме в течение трех дней сообщить государственному исполнителю о полном или частичном выполнении постановления Фемиды. Если же должник изменил место работы, проживания, либо прописку, он должен в обязательном порядке сообщить об этом распорядителю. Последний, на следующий день после получения уведомления, обязан передать эту информацию в исполнительную службу.


В проекте регуляторного акта предусмотрен новый механизм реализациии и оценки арестованного государственным исполнителем имущества. На аукционах планируется  реализовывать только недвижимость, транспортные средства, а также воздушные, морские и речные суда должника. На оставшееся имущество сможет претендовать тот, кто первый подал заявку на его приобретение, заплатив комиссионные. По задумке разработчиков документа, оценку активов по рыночным ценам должен проводить государственный исполнитель. Исключение составляют только те объекты, которые будут реализовываться через торги – их стоимость должна определить оценочная компания. К ней обращаются и в том случае, если названная распорядителем стоимость имущества не устраивает должника. В этом случае все затраты по оценке несет та сторона, которая несогласна с установленной ценой. Оспорить акт о стоимости имущества должник может в течение 10 дней со дня получения соответствующего уведомления.  Если у него нет имущества или его недостаточно, чтобы расплатиться со всеми долгами, недостающая сумма будет удерживаться с заработной платы, стипендии и других доходов в размере, не превышающем 50% от месячных финансовых поступлений.  В случае ликвидации компании, все денежные претензии кредиторов рассмотрит арбитражный управляющий.


В законопроекте предусмотрена и очередность выплаты средств от продажи имущества. В первую очередь будут погашаться долги по залогам, после чего - выплачиваться алименты, компенсироваться убытки, причиненные вследствие преступления или административного правонарушения. Третьими в очереди стоят расчеты с работниками предприятия согласно трудовым соглашениям.  И лишь затем - выплаты гражданам по государственному социальному страхованию. После этого на получение средств могут рассчитывать авторы интеллектуальной собственности и адвокаты должника. Предпоследними в спиках оказались бюджетные организации, которым должны выплатить налоги. И в последнюю очередь осуществляются все остальные платежи. 

Государственный исполнитель, который своевременно и в полном объеме выполнил свои обязанности, может рассчитывать на вознаграждение в размере 5% от взысканой им суммы или имущества, но не более пяти минимальных заработных плат (3,72 тыс. грн.). Еще 10% от общей суммы долга должны быть перечислены на счета ГИС в виде исполнительного сбора.


Ответственность ужесточили


На сегодняшний день украинским законодательством в ряде случаев не предусмотрена ответственность физических лиц за невыполнение решений суда. Эту несправедливость авторы документа решили исправить. Если документ будет принят, преднамеренное невыполнение судебных решений будет караться исправительными работами сроком до двух месяцев с отчислением 20% от зарплаты, либо административный арест на срок до 15 суток.


Отсутствие либо несвоевременное предоставление отчетов об отчислениях с заработной платы и других доходов должника, а также неправдивые сведения о доходах и имуществе, неуведомление о смене места работы (местонахождения), и неявка без уважительной причины к государственному исполнителю будет караться штрафом от 50 до 100 необлагаемых минимумов (850 -1,7 тыс. грн.). На данный момент за подобные правонарушения предусмотрены санкции в размере от 2 до 10 необлагаемых минимумов (34-170 грн.).


Должников прижмут?


Разрекламированный Министерством юстиции и другими государственными структурами законопроект на деле оказался банальным усилением давления на должников. С одной стороны, это позитивно, поскольку, по информации директора юридической компании «Орум» Андрея Боровика, около 70% решений судов сейчас не выполяются. «По правде говоря, на сегодняшний день, государственный исполнитель сам не заинтересован в выполнении решений, поскольку он получает фиксированный доход. На мой взгляд, появление гонораров за хорошую работу, будет стимулировать их выполнять свои обязанности эффективней», - подчеркивает адвокат Александр Серегин. В неофициальных разговорах правозащитники признаются, что они вынуждены платить чиновникам, чтобы те занялись выполнением своих обязанностей.  Юристы говорят, что нашей стране необходимо пойти по пути США, где невыполнение решения суда, наряду с невыплатой налогов и убийством, считается самым тяжким правонарушением. По словам правозащитников, нынешние меры наказания за игнорирование поставновления Фемиды – слишком мягкие. «На мой взгляд, за данное правонарушение должна быть предусмотрена уголовная ответственность», – считает Андрей Боровик.


С другой стороны, негативных новаций для должников в этом документе значительно больше. К примеру, как недавно публично утверждал главный специалист Департамента Государственной исполнительной службы Анатолий Фодчук, ответчикам будет отведено 10 дней для добровольного исполнения решения суда.  В действующем законодательстве этот срок прописан довольно размыто (до десяти дней), что не редко, по признанию самого Фодчука, позволяет государственным исполнителям буквально на следующий день после оглашения заключения Фемиды приступать к принудительному взысканию имущества. На самом же деле, после тщательного изучения законопроекта, «Антирейдер» не нашел в документе обещанных изменений. Более того, налицо – совершенно обратная картина. Согласно ст. 22 проекта закона, все решения должны выполняться на следующий день после их принятия. В ситуацию может вмешаться лишь государственный исполнитель, который, по своему желанию, вправе дать должнику рассрочку до десяти дней. Таким образом, с одной стороны, данный пункт создает возможности для взяток, с другой  – демотивирует должника добровольно расплатиться с долгами.


Еще один интересный момент – введение гонорара государственному исполнителю. По мнению  руководителя Главного научно-эксперементального управления Апарата Верховной Рады Украины Василия Борденюка, это в корне противоречит принципам оплаты труда государственных служащих. Статья 34 Закона Украины «О государственной службе» недвусмысленно гласит, что заработная плата чиновников состоит из должностных окладов, премий, доплат за ранги, надбавок за выслугу лет на государственной службе и т.д. В свою очередь, Закон Украины «Об источниках финансирования органов государственной власти» также бескомпромиссно свидетельствует, что органы государственной власти осуществляют свою деятельность исключительо за счет бюджетного финансирования. Таким образом, констатируют эксперты, введение фиксированного процента в качестве награды для государственных исполнителей делает их заинтересованными в том, чтобы взыскать с предприятия или физического лица максимальное количество активов. А каким образом – правовым или нет, значения большого иметь не будет.


Неприятным сюпризом для физических и юридических лиц станет еще и тот факт, что должник будет считаться уведомленным о начале исполнительной процедуры после отправки соответствующего уведомления на его юридический адрес. Тогда как на сегодняшний день исполнительное производство не может быть начато без письменного подтверждения ответчиком своей информированности. «На наш взгляд, такой подход к физическим лицам не соотвествует праву на свободу передвижения, которая гарантируется ст. 33 Конституции Украины», - подчеркивает г-н Борденюк. 


Пожалуй, самым большим недостатком нашумевшего законопроекта стало отсутствие прописанных в нем санкций за неправомерные действия ГИС (содействие рейдерским атакам, открытие и выполнение исполнительного производства, несмотря на то, что оно оспаривается в судах). Иными словами, роль исполнительной службы в рейдерских захватах предприятий, по-прежнему, остается довольно туманной.  «К примеру, они принимали участие при захвате рынка «Озерка», ряда облэнерего на западной Украине», - свидетельствует Александр Серегин. Юристы говорят, что чисто теоретически можно подать жалобу на действие государственного исполнителя в прокуратуру, однако на деле доказать вину служащего и привлечь его к отвественности очень сложно. «Выговоры государственным исполнителям выносят достаточно часто, тогда как привлечением коррупционеров к уголовной ответственности дело еще ни разу не заканчивалось», - подытожил Андрей Боровик.  

 

лькома виконавчими документами.Ольга Андреева, ИА "Антирейдер"

Категория: Корпоративный конфликт | Добавил: admin (18.05.2010)
Просмотров: 3655 | Комментарии: 7 | Теги: Министерство юстиции, Исполнительная служба, контроль | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Обсудить на Юридическом форуме

ИНТЕРВЬЮ

«Убийца» Google. Уроженец Нежина создает уникальный поисковик без платных подписок

«Убийца» Google. Уроженец Нежина создает уникальный поисковик без платных подписокУкраинец Дмитрий Герасименко создал сервис по продвижению сайтов Ahrefs, которым пользуются Uber и Netflix и который приносит основателю десятки миллионов долларов. Теперь он бросает вызов Google...



Посол Королевства Норвегия: «Норвежские компании не приучены давать взятки»

Посол Королевства Норвегия: «Норвежские компании не приучены давать взятки»Эрик Сведал – об интересе норвежского бизнеса к Украине и его опасениях, а также о перспективах и самых крупных нынешних проектах...