За прошлый год львовяне уже привыкли к «шоколадным» лицам турецких парней из фирмы «Онур» – работников в салатовых безрукавках, которые, сыпля шутками, возятся на наших дорогах. В прошлом году общественность Львова поинтересовалась у мэра, почему родные пути чинят не наши земляки, а гости из далеких краев. Андрей Садовый не растерялся – турецких подрядчиков он назвал ... загорелыми украинцами. Шутки шутками, но уже несколько лет большинство тендеров на ремонт дорог во Львове выигрывает одна и та же турецкая фирма. Быстро учует кот, где салоКомпанию «Онур Конструкцион Интернешнл» учредили турецкие граждане Четинджевиз Онур и Четинджевиз Ихсан, а также Мемешев Аблямит из Крыма. Фирма появилась в Украине в 2006-м году, когда турки ремонтировали дорогу Броды–Львов. В 2007–м эта фирма занималась ремонтом львовской части автодороги Киев–Чоп. И с тех пор с каждым годом иностранное слово «Онур» становилось все роднее украинскому сердцу. Когда же речь зашла о срочной реконструкции дорог к Евро–2012, один за другим тендеры доставались именно этой иностранной фирме. Почему же Львовский городской совет упорно предпочитает именно ее? И. о. начальника управления капитального строительства ЛМР Игорь Фалюта уверяет: все потому, что «Онур» не имеет достойных соперников! «Во Львове с «Онур Конструкцион Интернешнл» конкурирует лишь ТОО «Балто–Украина». В прошлом году участие в тендере на выполнение работ по реконструкции улиц подавала заявки фирма «Хока Украина». Впрочем дальше участвовать отказалась. Претендовали и другие компании, но когда узнавали, что среди кандидатов – «Онур», отказывались от дальнейшего участия в тендере. Да и на Западной Украине нет ни одной фирмы, которая владела бы такой высококлассной техникой, как «Онур». Потенции львовских компаний – выполнить такие работы за два–три года, а турецкая компания сдюжит за несколько месяцев», – объясняет Игорь Фалюта. Мы поинтересовались у фирмы «Хока Украина», почему они не захотели дальше принимать участие в тендерах. Нам ответили уклончиво: «В последний момент наше руководство передумало. Видимо, узнало нечто, окончательно повлияло на их решение». На вопрос, имеет ли фирма нужную для масштабных ремонтов технику, работники «Хока Украина» объяснили: «Оборудование арендуем, хорошие специалисты у нас есть, поэтому мы и претендовали на реконструкцию улиц к Евро–2012». Технику имеют, профессионалы есть – гм, что же заставило компанию отказаться от участия в таком перспективном тендере и какими были его условия? Истина глаголет устами иностранца?«Условия конкурса на ремонт и реконструкцию дорог просты: самая низкая цена предложения, которая основывается на сметной стоимости объекта, и сроки выполнения работ. Проектный институт разрабатывает смету. Потенциальный подрядчик, анализируя объем работ, решает, может справиться с кратчайший срок. К примеру, если сметная стоимость составляет 50 миллионов, а инвестор заявляет, что выполнит работу за 45 в течение двух месяцев, это будет означать, что мы таки будем сотрудничать с ним. В 99,9% случаев из ста такой фирмой является «Онур», – говорит Фалюта. Сумму, необходимую на асфальтирование дороги, определяют в зависимости от толщины и качества асфальтового покрытия, использование щебня, земляных работ. Один «квадрат» асфальтного покрытия на основе работ стоит минимум 150–200 гривен. Мы решили узнать цены на ремонт и реконструкцию дорог в различных украинских фирмах. А таких, к слову, у нас немало. Многие из них неоднократно были задействованы в масштабных проектах. Посчитаем, во сколько обойдется обновление автодороги длиной десять километров: земельные работы – 45 гривен за метр квадратный, двухуровневая щебеночная основа – 60 гривен и асфальтовое покрытие из мелкозернистого асфальта для слоя 6 см – 120 гривен. То есть один метр квадратный нового пути стоить около 225 гривен. 10 км дороги, соответственно, – 2 млн 250 тысяч гривен. Учтем и другие расходы – на ямочный ремонт, нарезка швов на асфальте и прочее. В целом потребуется 4–5 миллионов. Согласитесь, суммы, указанные при ремонте украинских дорог, отличаются. Только завершения ремонта ул. Липинского (от проспекта Черновола до ул. Б. Хмельницкого) стоило городу 16 460 000 грн. Андрей Хомицкий, депутат Львовского городского совета, утверждает: сметы, которые создали наши проектные институты, завышены. «Тендер делают под одну фирму, с которой есть договоренность. Смета реконструкции дорог умышленно составляют больше, чем нужно. Ведь часть денег впоследствии делят между собой. В нашем городе возникла некая небольшая дорожная мафия. Как происходят тендеры? Всем известно, что фирмам «с улицы» нереально получить возможность ремонтировать львовские дороги. Так или иначе, существуют определенные договоренности ...» Возможно, тайну близких отношений горсовета и «Онур» знают сами работники фирмы? Турецкие рабочие оказались многоязычными и откровенными парнями. «Мы и рады бы все дороги вам отремонтировать, но ваша власть у нас такие «откаты» берет, что едва в смету укладываемся», – сказал черноволосый рабочий. Истина глаголет устами иностранца? Вот куда делись «лишние» миллионы на дорогу? Между собой турки называют заместителя львовского мэра Олег Синютка не иначе, как «хозяином» и подчиняются ему во всем. Правда, никто из них не знает, что господин Синютк по образованию – историк и никакого отношения к инженерии не имеет. Какими же будут дороги, отремонтированные под руководством неспециалиста? Хорошая работа, ребята!Игорь Фалюта уверяет, что фирма «Онур» ни разу не отнеслась к работе спустя рукава: все дороги, которые ремонтировала, – в прекрасном состоянии. «Гарантийный срок – десять лет. То есть если в течение этого времени возникнут какие непредвиденные ситуации – образуются ямы или трещины, то она обязана устранить недостатки за свой счет в кратчайшие сроки», – рассказывает Фалюта. Но действительно ли к этому ООО никогда не было претензий? На протяжении 2008–2010 годов на львовских улицах провели ряд ремонтов, которые закончились полным провалом. Автодороги нужно было чинить заново. Случаи «отмывания» денег на обновлении дорог – привычное дело. Никого не мучает совесть и тогда, когда задешево сделаны отрезки уже через полгода возвращаются к своему «первозданному» состоянию. В 2010-м году на улицах Княгини Ольги, Кульпарковской и Стрыйской сразу после ремонтных работ зафиксировали пятна неизвестного происхождения, которые разъедали дорожное покрытие. Львовяне подняли шум – только завершили реконструкцию, а покрытие уже испорчено! Чинили эту автодорогу те же турки с «Онур». О халатности подрядчиков шумел весь Львов. А вот руководство города и фирмы–подрядчика были единодушны в своей фантастической версии – мол, улицы портят умышленно таинственные злодеи! Такие смелые гипотезы опроверг начальник управления МВД во Львовской области Василий Писный, который заверил: смазка на только отремонтированные дороги вылилось из тех же машин, которые этот асфальт ложили. Да, хорошая работа, ребята! За прошедшие годы онуровцы настолько сроднились с мэром, что и денег за ремонт не просят. В апреле 2011–го Андрей Садовый провел тендеры на ремонт улиц Липинского и Шевченко – спешно, без согласия Кабмина на финансирование! А «братья из–за моря», будучи не увереными, что им заплатят, сразу же согласились. Еще в начале апреля город попросил у Кабмина 1,3 миллиарда гривен на ремонт 56 километров дорог, запланированных на 2011-й год. Но ответа не получил. Городской совет не имел никаких гарантий, а тендер таки провел. Похоже, что между онуровцамы и руководством города есть таинственная договоренность, нарушать которую нельзя ни при каких условиях. К слову, город задолжал подрядчикам за работы, которые те выполнили в 2009–2010 годах, – 126 миллионов гривен. Немало фирм, которые тогда работали, обанкротились, а за работу им не заплатили до сих пор. Сказки ШахерезадыСамая современная техника? Ответственные работники? Предприятие, которым не могут нарадоваться городские чиновники, уже успело «отметиться» за те несколько лет, работающий на территории области. Львовская областная СЭС, проведя проверку деятельности «Онур» в Пустомытовском районе, обнаружила, что усердные турки почему–то не имеют заключения Государственной санитарно–эпидемиологической службы. Также зафиксировали, что при эксплуатации асфальтно–смесительной установки «СИМ» происходило превышение выбросов вредных веществ в атмосферу. А осенью прошлого года турки взялись строить асфальтный завод на арендованном участке в Рясне–2. Правда, тайно. Мэр Львова, как и представители общества, этот факт упорно отрицали, пока ... к ним наведались гости из инспекции. Тогда и стало известно, что проект «Строительство производственной базы по изготовлению компонентов для ремонта и строительства автомобильных дорог на ул. Шевченко, 323–337, промзона «Рясне–2», г. Львов» таки существует, и он не прошел государственной экологической экспертизы и его не согласовали в установленном законодательством порядке. Впрочем, это трудолюбивых турок не остановило. На время, когда Государственная экологическая инспекция во Львовской области провела внеплановую проверку соблюдения требований природоохранного законодательства, фирма «Онур» уже успела реализовать значительную часть проекта. Конечно, с приходом инспекции строительство прекратили, а за снятие и перенесение грунтового покрова без специального разрешения «Онур» насчитали штраф – 18 409,72 грн. Впоследствии завод продолжили возводить. Правда, никому не известно, есть ли у фирмы все документы и вообще ли это строительство законное. Видимо, все эти факты неизвестны львовской власти, которая упорно поет дифирамбы турецкой компании. На проверку качества работ из бюджета выделено 300 тысяч гривенВ этом году «Онур» работает на строительстве улиц Ряшевской и Вернадского, на реконструкции ул. Шевченко, Липинского, проспекта Чорновила. Фирма начала ремонт Городоцкой и Зеленой. Недавно тендер на обновление Пасечной также выиграла именно она. Строительство Ряшевской (от улицы Патона до Кульпарковской с транспортными развязками) обойдется городу почти 174 миллиона гривен. А вот когда его закончат, неизвестно. В информации из управления капитального строительств ЛГС указаны сроки начала и завершения работ – 2010–й и 2011 годы соответственно. Остается только догадываться, когда улицу построят, ведь за дело взялись не в прошлом году, а всего несколько месяцев назад. Недавно начатый ремонт Городоцкой (от Кульпарковской до черты города) проведут почти за 53 миллиона гривен до ... декабря этого года. Есть улица еще долго будет перекрытой. Что нас ожидает с приходом зимы? Город просто остановится, ведь проезд узенькими улочками, покрытыми льдом, – почти экстрим! Такие же временные рамки отведен и для реконструкции улицы Зеленой. Хм, а Игорь Фалюта уверял, что город в очередной раз выбирает для работ ООО «Онур» именно потому, что оно способно справиться с ремонтом молниеносно – за два–три месяца. Но Бог с ними, с неудобствами. Если бы дороги города превратили из провинциально–«совковых» на элитные европейские, разве львовяне были бы против? А нет – специалисты уже сегодня бьют тревогу. При строительстве и реконструкции улиц часто не соблюдаются технологии. Прежде не установлено водоотведении и не заменены канализационные системы. Это означает, что после зимы дорожное полотно потрескается. К примеру, на улице Сахарова, которая постоянно затоплена, асфальт не прослужит и года... Такая же ситуация и на многих других улицах Львова. Видим, что дорога Тракта Глинянского уже покрылась ямами и трещинами. Неужели такая участь ждет и другие такие нарядные сегодня только отремонтированные дороги? Председатель комиссии инженерного хозяйства транспорта и связи Львовского городского совета Иван Гринда уже обратился к учреждениям, которые имеют полномочия проверять качество выполнения ремонтных работ. «В сентябре начнутся проверки. На это в бюджете города запланировано 300 тысяч гривен. Их результаты покажут, хорошо ли подрядчики выполнили свою работу и чего львовянам ожидать в дальнейшем. Если окажется, что состояние дорог со временем ухудшится, то мы будем применять к этим фирм штрафные санкции и обращаться в правоохранительные органы », – обещает господин Гринда. Надеемся, когда на улицах города растает последний весенний снег, мы не столкнемся с проблемой -надцатого ремонта несчастных львовских дорог. А если, к несчастью, такое и случится – виноватых хоть раз накажут, а вот обычные львовяне наконец осознают, что учиться стоит таки на собственных ошибках. Злата УГРИН
|