Журналистские расследования Регистрация Вход
МЕНЮ САЙТУ

СТАТТІ

Податкова діра «ОККО»: що приховує мережа АЗС під ...

Податкова діра «ОККО»: що приховує мережа АЗС під завісою волонтерстваБензин дуже вигідний товар для «скрутки», бо його можна прив’язати до будь-якого виробництва. Цю фразу голова податкового комітету Верховної Ради Данило Гетманцев сказав в квітні 2021 року...



Слуга народу Ірина Борзова заробляла у Криму та от...

Слуга народу Ірина Борзова заробляла у Криму та отримала дорогу квартиру Скандали у команді «Слуги народу» та президента Володимира Зеленського не вщухають. Цього разу йтиметься про незаконний кримський бізнес нардепа Ірини Борзової



Як нафта російського олігарха Силантьєва та технок...

Як нафта російського олігарха Силантьєва та технократа Сорокіна обтікає санкції Російська нафта та нафтопродукти без українських санкцій продовжують перетікати до європейських та британських автомобілів, наповнюючи бюджет країни-агресора




Block title
Block content

Block title
Block content

Block title
Block content

Block title
Block content

Block title
Block content

Block title
Block content

Block title
Block content

Block title
Block content

Block title
Block content

Block title
Block content

Block title
Block content

Block title
Block content

Block title
Block content

Block title
Block content

Поиск

Коррупция [159]
Корпоративный конфликт [27]
Права потребителей [60]
Интервью [72]
Политические секреты [144]
Общество [213]
Закон [49]
Деньги [39]
Главная » Статьи » Общество

Пенсионная пропасть Украине. «Реформа» временно латает дыры, но не решает проблем

Пенсионная пропасть УкраинеС 1 октября этого года вступает в силу анонсирована властями «Пенсионная реформа». Она ухудшает положение будущих пенсионеров и получателей специальных пенсий, но принципиально не меняет ситуации. У нас продолжать действовать солидарная система, введение в действие элементов накопительной системы отложено на неопределенный срок.

Анализ этого закона позволяет увидеть, есть ли он реформой и в какую сторону направлены новации.

1. Положения законопроекта, ухудшающих положение будущих пенсионеров:

– В течение 10 лет произойдет повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет – (постепенно, ежегодно его будут увеличивать на полгода). Это будет касаться практически всех, за небольшим исключением тех, которые работали во вредных условиях, или участников боевых действий, либо воспитали 5 и более детей или детей инвалидов, или инвалидов 1 группы по зрению, или карликов;

– Так же в течение 10 лет – по полгода за год, произойдет повышение возраста для назначения государственной социальной помощи женщинам, которые не приобрели права на пенсию – до 63 лет;

– Вводится повышения минимального страхового стажа, требуемого для назначения пенсии по возрасту, с 5 до 15 лет;

– Увеличение страхового стажа, требуемого для назначения минимальной пенсии по возрасту и для повышения пенсии за сверхнормативный стаж для новых пенсионеров: женщинам – с 20 до 30 лет, мужчинам – с 25 до 35 лет;

– Увеличение страхового стажа, требуемого для назначения лицам, уволенным в связи с сокращением штатов до 30 лет у женщин и 35 лет у мужчин;

– Увеличена максимальная величина базы начисления единого взноса с 15 до 17 минимальных заработных плат (с 1 октября – 16 745 грн.).

– Индексация пенсии при изменении размера прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, будут осуществляться только для неработающих пенсионеров. (Другие индексации для работающих остались);

– Для исчисления пенсии учитывается заработная плата (доход) за весь период страхового стажа начиная с 1 июля 2000 года. Доходы в 2000г. учитываются только в 2016г. по желанию пенсионера, или когда после 2000г. нет 5 лет стажа.

2. Положения законопроекта, ухудшающих положение получателей специальных пенсий

(Госслужащие, ученые, депутаты и их помощники, судьи, прокуроры, судебные эксперты, а также военные):

– Максимальный размер пенсии не может превышать десяти прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность – с 1 октября 2011 года – 7 840 грн.

– Уменьшение размера пенсии с 90 до 80 процентов от заработной платы;

– Ограничение заработка для назначения пенсии народным депутатам, судьям, прокурорам, военнослужащим суммой заработной платы, на которую начисляется единый социальный взнос, как для других категорий пенсионеров;

– Назначения досрочных пенсий народным депутатам, в случае окончания их депутатских полномочий, не за два года до достижения пенсионного возраста, а за полтора, как термин, применяемый для других категорий пенсионеров;

– Мужчины, имеющие право на получение специальных пенсий, выходить на пенсию в 62 года;

– Увеличение страхового стажа, требуемого для назначения специальных пенсий: женщинам – с 20 до 30 лет, мужчинам – с 25 до 35 лет;

– В течение 10 лет увеличение необходимого стажа работы (с 20 до 25 лет выслуги и с 10 до 15 лет на должностях прокуроров и следователей прокуратуры) для назначения им пенсии за выслугу лет; Для военных – увеличение выслуги с 20 до 25 лет.

– В период работы на должностях, дающих право на специальные пенсии, пенсионеры, которым начислены «специальные» пенсии, будут получать пенсию на общих основаниях.

3. Принятые технические изменения, которые не облегчают и не ухудшают условия начисления.

Например, при отсрочке до 5 лет пенсии повышаются на 0,5% за каждый месяц работы после достижения пенсионного возраста; а свыше 5 лет – на 0,75%. Существующая ранее шкала по годам и для большинства случаев повышение увеличилось.

4. А какие же меры «реформы» улучшают судьбу будущего пенсионера? Никаких! А как же Накопительная система?

Действительно, в законе этой системе уделено большое внимание. Накопление граждан теперь смогут держать не только государственный Накопительный фонд, но и частные пенсионные фонды 2–го уровня. Подробно расписано правила отбора таких фондов и контроля за их работой.

Фонд будет иметь управляющую компанию, которая осуществляет оперативное управление, а также администратора, который будет контролировать управляющую компанию. По достижении пенсионного возраста пенсионер определяет страховую кампанию, в которую накопительной фонд переводит деньги. Все подробно расписано. Но все это не вступает в силу. Господин Тигипко обещает, что вступит с 2013г. но все поправки депутатов заложить эту дату в закон провластное большинство не поддержало. В законе сказано по–другому:

«Накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования будет введена с года, в котором будет обеспечено бездефицитность бюджета Пенсионного фонда Украины»;

Но в 2010г. дефицит ПФ достиг 34.4млрд.гр. На 2011г. запланировано 17.8млрд.гр. За счет чего Правительство планирует в 2 раза уменьшить дефицит?

На 2012г. проект бюджета планирует еще меньший дефицит ПФ – 2.2млрд.гр. То есть, почти сократить до 0. И тогда в 2013г. можно будет ввести накопительную систему. Опять же, за счет чего?

Ухудшение пенсионных начислений начнется с 1.10.2011р. и почти не повлияет на дефицит ПФ в 2011г. А меры по уменьшению специальных пенсий на ПФ не повлияет совсем, ибо разница между уровнем обычной и специальной пенсий покрывает бюджет.

На самом деле, единственное, что способно уменьшить дефицит, это медленный рост показателя прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. В 2011г. он отставал от инфляции, в 2012 по проекту бюджета будет отставать еще больше. Еще возрастут требования к страховому стажу.

То есть, Правительство планирует уменьшить новые пенсии для бедных. Ибо уровень зарплат растет, то есть уровень пенсий числящихся от зарплат также будет расти. Новый закон только уменьшит этот рост.

Новые пенсионеры в любом случае получат более высокие пенсии, чем те, что выходили на пенсию во времена СССР или к 2000г.

Женщины, которые будут выходить на пенсию с задержкой, до достижения 60–ти лет будут еще получать надбавку к пенсии. То есть, много сэкономить правительству, особенно в первые годы, не удастся.

Несмотря на намерение экономить, в 2012г. будут парламентские выборы и правительство уже обещает 10% увеличение пенсии для всех. Можно с уверенностью сказать, что в 2013г. бюджет ПФ не будет бездефицитным. Дай Бог, чтобы его сбалансировали до 2015г., Что также не факт.

А кого касается эта «накопительная система»?

«Участниками этой системы будут лица, которым на дату введения системы исполнилось не больше 35 лет».

Если даже ее введут в 2013г., То это люди, моложе 33–х. А если в 2015–м, то младшие 31–го. То есть, для ¾ тех, кто сегодня работает, никакой реформы вообще нет. Только ухудшение условий будущей пенсии.

Но и те, что помоложе, не имеют повода сильно радоваться.

Размер страхового взноса в накопительную систему на дату внедрения системы предполагается установить в размере 2 процентов с последующим его ежегодным повышением на один процент до достижения 7 процентов.

Это недостаточно, чтобы накопить, даже за 30 лет, сумму для достойной пенсии. Ибо общий вклад в фонды сегодня превышает 40% от заработка работающего. И основная часть этой суммы продолжит перечисляться в солидарную систему.

Кому стало лучше?

Накопительной фонд и фонды 2–го уровня будут 30 лет копить деньги и ничего никому не выплачивать. Для них это – действительно реформа!

Будущему чиновнику на пенсии уменьшат доход. Но действующий чиновник ни в чем себе не отказал. На 2011г. доход Госбюджета запланированы 281.5млрд.гр, доход ПФ – 193.5млрд.гр или 2 / 3 бюджета. Это отдельные от бюджета деньги, которыми распоряжается чиновник, которые перераспределяет государство. Кстати, власть о них всегда «забывает», когда считает процент государственного перераспределения ВВП. В нее всегда получаются довольно приличные цифры, потому, что она считает только бюджет и не считает ПФ.

Чиновник оставил пенсионера в полной зависимости от себя. Чиновник устанавливает ключевые нормативы, от которых зависит новые пенсии и индексация ранее установленных ... он может дать прибавку перед выборами, не дать, когда до выборов далеко.

Пенсии чиновникам у нас аморально больше, чем пенсии других людей. Но проблема не в пенсиях. Специальные пенсии чиновникам – распространенная практика, потому чиновник не может заработать. Он должен служить и содержаться государством. А врач, учитель и другие могут зарабатывать. Проблема в том, что у нас наоборот.

Чиновник при зарплате в 4 000 гривен живет так, что другой человек и на 4000 долларов не сможет. То есть вопрос не в пенсиях, а в госслужбе. Сделать так, чтобы чиновник реально жил на денежное содержание от государства. Тогда бы его завышенная пенсия была компенсацией и не воспринималась бы так негативно.

Люди, работающие сегодня, почти не имеют легальных, институтализованих средств для обеспечения себе будущей пенсии. И «реформа» их не создает. Для населения это – ухудшение существующих условий, при отсутствии действенной реформы.

Солидарная система делает пенсионера иждивенцем и не может существовать, когда количество пенсионеров равно количеству работающих.

До появления солидарной системы пожилой человек имел свою социальную функцию. Кроме доступных работ по дому, отец вносил в семью накопленное за трудовую жизнь. Дом, инвентарь, одежду, технику, статус в общине. Был баланс функций, который уничтожил солидарная система. Она была придумана Бисмарком для установления авторитарного режима.

Но к тому времени количество работающих в 6–8 раз превышало количество пенсионеров. Сегодня подобная система просто невозможна. Она противопоставляет пенсионера и работающего, у которого забирают большие деньги на содержание пенсионера без его согласия. А человека, который честно проработал трудовую жизнь, превращает в иждивенца и объект манипуляций власти.

Правда, каждый работающий может откладывать на пенсию. Индивидуально. Для этой цели у нас есть банковские вклады, программы страхования, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, с которыми можно заключать договор. Налоговый кодекс позволяет работодателям перечислять деньги на негосударственную пенсию работающим. В ограниченных размерах (до 25% зарплаты работающего и до 10% дохода предприятия) эту сумму можно относить на затраты и уменьшать налог.

Выплаты самих работающих в негосударственные фонды также в ограниченных размерах освобождаются от налогообложения. Но это не уменьшит ваши выплаты в ПФ. Т.е. собственную пенсию Вы сможете финансировать только оплатив 40% своей зарплаты в солидарную систему. Из того, что останется. Фактически, государство не способствует людям самим заботиться о своей старости.

Пенсионеры времена СССР не имели возможности накопить себе на старость. Но почему тем, кто сегодня работает власть не дает такой возможности? Нужен резерв для дальнейшего манипулирования? Не хочет выпускать пенсионных денег из рук?

Самое интересное, что продолжение этой системы она зовет «реформой».

Дмитрий СЕМИН

Категория: Общество | Добавил: admin (06.10.2011)
Просмотров: 2665 | Комментарии: 1 | Теги: пенсионный фонд, Тигипко, пенсионная реформа | Рейтинг: 4.6/5
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar

Обсудить на Юридическом форуме

ИНТЕРВЬЮ

Кирило Говорун: На гроші Новинського лобісти влаштовують танці з бубнами довкола «гонінь проти УПЦ»

Після початку повномасштабної війни 2022-го в мережі з'явилася антивоєнна декларація, яку підписали понад п'ять сотень богословів, релігієзнавців, філософів з усього світу. Серед авторів цього тексту був і Говорун.



Розпорошення ресурсу та план «Б». Чому замінили Залужного і що чекає на Сирського

Розпорошення ресурсу та план «Б». Чому замінили Залужного і що чекає на Сирського Військовий експерт окреслив перспективи та умови, в яких доведеться працювати новому головкому...