«Не прошло и три недели сплошной чрезвычайной ситуации под названием «люди замерзают в поломанных Хюндай», как главный реформатор на железной дороге и еще на днях профильный министр Борис Колесников отреагировал на ситуацию. И, о чудо, чиновник не впервые публично извинился. Правда, не за стратегическую ошибку размером несколько сотен миллионов долларов США, а за некое «техническое недоразумение». Перед тем, как Колесников дошел до такого мужественного шага, сначала его пресс–служба и личный представитель проигнорировать десятки журналистских звонков. Мол, не по адресу обращаетесь – все вопросы к «Укрзализныце». Ведь именно железнодорожники вынуждены были брать кредит на корейское чудо – до конца не зная, за что потом будут отдавать. Ведь именно на «Укрзализныце» из года в год жалуются на государственное недофинансирование и обещают – если дела пойдут так дальше, то уже через пять лет способности в перевозке пассажиров сократятся с 60,5 млн. до 40 млн. человек, а соответственно сократятся прибыли. Перед тем как извиниться за «техническое недоразумение», Колесников еще летом обвинил журналистов в «джинсе», ибо критикуют новые электрички за частые поломки и высокие цены на проезд. «И новые Mercedes ломаются», – в противовес всем «недалеким» журналистам заявлял Колесников. Так за что же тогда сейчас он извиняется? Объяснив нынешние непрерывные поломки «техническим недоразумением», Колесников наверняка не был в курсе, что ломаются электрички не случайно, и простым недоразумением здесь не обошлось. Наверное тогда еще вице–премьер не знал, что перед тем, как запускать новую технику в эксплуатацию – ее нужно как минимум год обкатывать на украинский путях, и главное – во всех сезонах. «Зимняя обкатка является обязательная – ибо снег налипает, техника отмерзает, снег попадает в электродвигатели, перекрывается электрическое оборудование», – об этом знают даже простые машинисты. Хотя, наверное, Колесников что–то слышал по обкатку, ведь именно ему принадлежит объяснение о невозможности закупки аналогичных и дешевых двухсистемных поездов у Крюковского завода. Мол, те еще не прошли испытаний! Вероятно, Колесников не знал, что в Южной Корее зима хоть и морозная, но малоснежная и обкатку во всех условиях там невозможно было провести. Да и рельсы там уже, поэтому полностью собранные вагоны для Украины полноценного тестирования не прошли. А испытания в условиях тамошнего завода, где корейцы установили небольшой участок нашей колеи, обкаткой не назовешь. Зато прошел обкатку другой скоростной межрегиональный поезд повышенной комфортности Крюковского завода, который уже находился в эксплуатации на ЮЖД. Однако, он тоже не подошел, мол, это только вагоны, к ним нужно было закупать локомотивы. Но, наверняка, Колесников не в курсе, что в Чехии, где Украина закупает те же локомотивы, существует, как рассказали железнодорожники, 60–километровый полигон, где к продаже подвижного состава в Украину его испытывают по всем нормативам. Однако почему–то вице–премьеру показалось нормальным начинать обкатку новых корейских электричек в марте 2012 года – за менее чем два месяца до начала эксплуатации. Наверняка по каким–то другим причинам, а не по причине неготовности, откладывали запуск Хюндаям в эксплуатацию – сначала Колесников обещал это чудо техники на первомайские праздники, затем 15 мая, в конце концов оно поехало с первыми пассажирами 27 мая. А вместо обещанных шести поездов до начала Евро поехало только три ... и те время от времени выходили из строя. Наверное вице–премьеру не было известно, что задержки были связаны с серьезными неполадками при обкатке, и корейцы просто не давали добро на их эксплуатацию, о чем неофициально говорили в Укрзализныце. Вероятно Колесников не слышал о вопиющих случаях уже при первых обкатках Хюндаев, которые сигнализировали о будущих проблемах, и о которых знают даже простые железнодорожники. «Когда поехал первый Хюндай обкатываться из Харькова в Золочев, его раскачали из стороны в сторону так, что своим кузовом он цеплялся за высокую платформу. Качали так, что лыжа пантографа (токоприемник, соединяющий вагон с контактными сетями – Авт.) подлетела под провод и порвала контактную сеть. Можно ли такое было запускать в эксплуатацию?», – рассказывает автору машинист Южной железной дороги Николай Верба. «У нас на Полтавской области был случай, Хюндай остановился на подъеме, и заблокировались все двери! Поэтому локомотивная бригада не могла выйти для закрепления поезда, чтобы тот не покатился. И он покатился, этот Хюндай, Слава Богу, что спуск был маленький, и он остановился, но это была аварийная ситуация, и об этом никто не говорит», – говорит «Украине молодой» машинист кременчугского ДЕПО Сергей Москалец. Также наверняка Колесников не знал, что украинская путевая инфраструктура не готова к скоростному движению. Ведь именно ему принадлежат слова, сказанные в марте 2012 года: «Украинские железнодорожные пути полностью адаптированы для новых скоростных поездов Хюндай. На маршрутах от столицы до Львова, Харькова и Донецка скорость будет достигать 160–180 км в час». Но даже простой стюард (проводник) поломанного Хюндай, объясняя новостям ТСН, почему снова остановилась электричка, оказался в курсе, что «контактные сети еще с советского времени, и нормы устарели, а поезда новые». Не знал Колесников и то, что известно помощнику машиниста со спецобразованием Николаю Иве: «Согласно мировым нормативам колебания высоты контактной сети на высокоскоростных линиях не должны превышать 300 мм, у нас 1,20 метра». То есть это колебание превышает в четыре раза. Вот и имеем, что имеем. И наверняка именно из-за всеобщего незнания в апреле, то есть когда уже было известно о проблемах с обкаткой, вице–премьер Колесников поспешил заявить о намерении в будущем купить еще 25–30 электричек Хюндай. Если верить железнодорожникам–активистам, не отказался он от этого намерения и позже. В августе с автором связались представители ЮЖД, которые анонимно сообщили, что, по их информации, еще в июне Колесников написал письмо в Южную Корею о том, что украинский народ одобрил запуск новых скоростных поездов, поэтому украинское правительство интересует закупка еще десяти электричек. В частности один из писем якобы был отправлен в корейский банк, где говорилось о возможности нового кредита под гарантии правительства. При том, эти обещания, по убеждению железнодорожников, давались без согласования с самим правительством, в том числе и его главой. О существовании такого тайного письма те узнали якобы из ответа банка Укрзализныце, где были неприятно поражены потенциальными новыми проблемами под названием «корейское чудо». Впрочем, как потом сообщили те же железнодорожники, вопрос о новых Хюндаи закрыли, потому убедить в целесообразности новых закупок было нереально и премьер Азаров тогда заявил, что новых заказов не будет – мол, есть свои отечественные заводы. Премьер понял это чуть раньше, чем президент. Янукович же удав удивление только сейчас, спросив риторически, почему мы не купили к Еврочемпионату именно отечественные поезда, тем самым вложив в украинское производство? Более того, к нему вдруг дошло, что наши пути не адаптированы под Хюндаи. «Что, нам было не понятно, что эта техника не была приспособлена к нашим условиям эксплуатации до конца?», – прочитал по бумажке президент. Этим заявлением у Януковича диагностировались проблемы с памятью. Ведь именно он в феврале 2012 года, посещая Крюковский вагоностроительный завод, отвечал на вопросы несколько обиженных работников. И объясняя, почему государство не вкладывает в своего производителя, а купила Хюндай, объяснял – только корейскому производителю было под силу выполнить такие объемы заказа. Слукавил сейчас Янукович и в негодовании, что «имея собственный прототип скоростного поезда, средства вкладывали не в налаживание своего серийного производства». На той же встрече в феврале глава Крюковского попросил Януковича решить вопрос финансирования контракта с Донецкой железной дорогой. Мол, и заказали два двухсистемных поезда (аналоги Хюндая), но ни копейки за них до сих пор не заплатила – хотя в то время один из них был готов. Прошло более полугода, и уже на встрече с Азаровым в конце сентября руководство КВСЗ вновь напомнило о проблемах с оплатой со стороны с Донецкой железной дороги. Сейчас поезд и ныне там ... А в то время Донецкая железная дорога имеет чуть ли ежедневные хлопоты с Хюндай. Поэтому возникает вопрос: такое игнорирование с оплатой является вынужденной мерой из–за нехватки государственных средств или сознательным саботажем в пользу Хюндая со стороны того ведомства, которое и заведует государственными финансовыми потоками в транспортную сферу? Поэтому показная забота государственных мужей об отечественном производителе и критика Януковича вместе с извинениями Колесникова напоминает дешевый фарс. И «наказание» в виде «перевода» с должности главы министерства к главе профильного парламентского комитета не решит проблему возврата непригодного импорта назад в Корею, с отменой кредита, а также государственной поддержки национального производителя не на словах. Марьяна ПЬЕЦУХ, Украинская правда
|